Кратко об истории дорожных знаков

Можно предположить, что первым «дорожным знаком» был след человека (отпечаток его ног).

Следующий за первым путешественник видел эти отпечатки и протаптывал тропинку для других. Если же вдоль такой тропинки были деревья или камни, то путник мог оставлять на них рукотворные знаки для того, кто шёл после него. Чтобы различать пути-дороги и знаки на них люди начали использовать различные основные формы знаков (квадраты, стрелки, круги, треугольники), — формы, которые все ещё используются и в настоящем. Безусловно, первыми дорожными знаками были знаки направления движения. Например, кучи камней, отдельно стоящие большие камни, зарубки на деревьях и т.д.

Бог Гермес был защитником древнегреческих путешественников. Его двуглавое изображение размещалось вдоль дорог. Когда человек начал путешествовать на лошадях, да ещё и с повозками, появилась необходимость отделять дороги для пешеходов от дорог для всадников. Произошло это приблизительно 2000 лет назад. В городе Помпеи тогда уже были пешеходные дорожки, которые ограждались камнями. Кроме того, в некоторых местах дороги пересекались дорожками из плоских камней, предшественниками дорожных переходов. Статуи Гермеса размещались на древних дорогах несистематически.

В Римской империи, около 120 г. до н.э., камни мили находились на постоянном расстоянии друг от друга, покрывая всю сеть дорог, которая насчитывала тогда около 300 тысяч километров. На вершинах этих камней было обозначено расстояние до Рима. «Все дороги ведут в Рим…» После распада Римской империи эта система поддерживалась и даже развивалась. Рядом со старой появлялась новая информация: сколько должен платить путешественник за использование этой дороги, как далеко он от следующего города и т.д.

Позже, в 16-ом столетии в Англии появляется Королевская Почта с организацией пунктов учета времени. Один из самых ранних маршрутов с промежуточными отчетами того времени — путь от Кембриджа к Barkway.

Август Сильный (1670-1733), король Польши и курфюрст Саксонии (известный также под именем Фридрих-Август I), находит камни мили слишком простыми и придумывает почтовые камни в виде пирамид. Эти каменные знаки размещались на перекрёстках дорог в Саксонии и Польше. В других европейских государствах использовалась старая Римская система одного знака на милю.

Около 1700 года Saar Peter de Great придумал верстовой столб. (1 верста = 1067 метров). Верстовые знаки указывали расстояния до двух или более городов в различных направлениях. В Германии столбы с указателями на пересечении дорог появились примерно в 1750 году. Появлялось всё больше дорог и перекрёстков, поэтому знаки пересечения, указывающие многие направления, стали просто необходимы.

Однако требования путешественников возрастали. Поэтому знаки пересечения были заменены королем Wenzeslaus в 1789 году на часовые камни, на которых путешественники могли прочесть время путешествия, которое им оставалось провести в пути до своей цели. Города развивались. Когда улицы были проименованы, появилась необходимость и в знаках с их названиями. Иногда они интегрировались во фронтоны зданий. Фронтоны были также украшены другими знаками. Вы видите над аркой знак, на котором написано «inrijden» (проход). Часто в текст добавлялось изображение. Нужно заметить, что уже тогда возникла необходимость в удобстве прочтения таких надписей для путешественников, двигающихся быстро (на почтовых повозках, например).

Между 1896 и 1909 годами, когда автомобиль начал своё победное шествие по Европе, необходимо было что-то делать и делать это быстро. Впервые возникла надобность в единой и непротиворечивой системе знаков. Первое юридическое соглашение по автомобильному движению было достигнуто в Англии. Первые автомобили рассматривались как локомотивы поезда. Это подразумевало, что перед каждым автомобилем должен был шествовать человек, несущий красный флажок. В связи с возросшей скоростью автомобилей это правило стало несуразным. В 1903 году был разработан «Motorcar Act» (Закон о движущихся повозках). В нём же были описаны и правила для дорожных знаков. В предложениях этого Закона были оговорены формы дорожных знаков — круги и треугольники. На Первом Международном Дорожном Конгрессе, который был проведен в 1908 в Париже, несколько стран высказали свои предложения относительно того, как путешественник мог бы ориентироваться и предупреждаться. Разные страны обладали разным опытом и пришли на Конгресс с очень различными предложениями. Однако, все понимали, что принять общую систему крайне важно. Выводы были сделаны, а результаты принятых решений обсуждались на Втором Международный Дорожном Конгрессе в 1910 г. Знаки были в основном черно-белыми. Было принято также решение о том, как знаки могли бы быть освещены изнутри ночью (масляными лампами и, позже, газом). На четвертом Международном Конгрессе в Севилье было принято решение о цветных полосах на знаках, необходимых для лучшей видимости. На этом же конгрессе была предложена треугольная, указывающая вверх, форма знаков предупреждения. После этого было проведено много национальных и международных конгрессов и обсуждений и постепенно сложилась общеевропейская система указателей направления и предупреждающих знаков.

А что же было у нас?

История дорожного строительства на Руси уходит в глубокое прошлое. «Требите пути и мостите мосты», — приказывал киевский князь Владимир (980—1015). Лаврентьевская летопись, сохранившая до наших дней этот призыв, — едва ли не самый ранний документ о дорогах Древней Руси. Любопытно, что тогдашняя «Русская Правда» уточняла величину подати — «мостовщины», предназначенной для оплаты мостовых работ и зависящей от длины моста и количества его опор.

Торговый путь «из варяг в греки» не просто связал скандинавов с Византией, но и стал своеобразным стержнем, вокруг которого формировались земли будущей Киевской Руси. Местные «проселки» редко когда дополнялись «великими гостиницами» — сколь-нибудь значительными торговыми путями. Вот почему князья предпочитали зимнее время, с замерзшими болотами и реками, чтобы, объезжая свои владения, собирать подать.

Сказочным чудом выглядели огромные по тем временам мосты — через Днепр под Киевом, возведенный по велению Владимира Мономаха (1053—1125), и Новгородский мост через Волхов, имевший 22 опоры. А первый каменный мост в Москве соорудили в 1367 году через реку Неглинную в Александровском саду.

Бездорожье тормозило объединение российских княжеств. Но оно же порой спасало от набегов многочисленных завоевателей. Как память о монголо-татарском иге словарь сохранил понятия «мыто», «головщина», «мостовщина», «перевоз» — дорожные пошлины тех времен.

Становление Москвы — «третьего Рима» — сопровождалось формированием системы сухопутных путей Русского государства. Молодую столицу с другими городами с середины XV века связывает ямская гоньба. Складываются большие тракты — Тверской, Ярославский, транзитные дороги на Нижний Новгород и Казань, в Тулу, Можайская дорога…

В конце XVI века зарубежные гости прежде чем отправиться в дальний путь знакомились с «Русским дорожником» — описанием дорог Московии. С созданием Ямского приказа появился один из самых тяжелых налогов — «ямские деньги», началась организаций ямских слобод. «Судебник» 1589 года обязывал местных жителей следить за содержанием дорог, мостов, гатей. Он же впервые установил ширину их проезжей части — полторы сажени. Любопытно, что именно в «Судебнике» впервые упомянуто о путевых столбах. Землевладельцам указывалось ставить по дороге вехи «до тех мест, чья земля имеет».

22 сентября 1764 г. в царствование Екатерины II было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов — дорожных знаков по единому образцу (путевая верста равнялась 500 саженям — 1,0668 километра). Первые верстовые столбы — каменные, облицованные разноцветным мрамором, разделяли путь от Москвы до Коломны. В 1774 г. верстовые столбы появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (в XVIII в. граница города проходила по Фонтанке) до Царского Села. Последний верстовой столб был установлен на границе Екатериненского парка вблизи Орловских ворот, построенных по проекту архитектора А. Ринальди, которого считают также и автором верстовых столбов, хотя документально авторство Ринальди не подтверждается. По более поздним данным, их автор — архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы. Уцелевшие верстовые столбы реставрированы в 1970—1990-х годах.

По Почтмейстерской инструкции 1807 года вдоль главных дорог начали ставить черно-белые столбы — «версты полосатые». С тех пор основные тракты государства стали называть «столбовыми дорогами». На столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в черные и белые полоски, обеспечивающие лучшую их видимость. В 1817 г. Александр I подписал указ, предписывающий установку деревянных верстовых столбов с наклонными черно-белыми полосами. В том же указе говорилось: «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ».

2 Responses to Кратко об истории дорожных знаков

  1. История дорожных знаков — тема научной статьи по транспорту, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Наш сайт в каталоге manyweb.ru